Нельзя недооценивать роль игрушек в жизни ребенка. Они позволяют малышам выражать чувства, исследовать мир и учиться общению.

Для ребенка игрушки должны быть источником радости, мотивацией к играм, а также условием для творчества и развития. Но бывает, что самые красивые, по мнению взрослых, куклы или машинки, не затрагивают детское сердце и пылятся в углу, но зато кроха с радостью играет пуговицами и пластиковыми банками или не расстается с затертым мишкой. Почему так происходит и какие игрушки нужны детям, попробуем разобраться далее.

Приобретение игрушек носит стихийный характер. Они покупаются, когда крохе что-то понравилось в магазине и взрослые не смогли ему отказать, или в качестве подарка, когда родственники или родители выбирают игрушку, опираясь на размеры, стоимость и внешний вид. Во всех этих случаях мало кто задумывается о том, какова ее педагогическая ценность, а также насколько она будет интересна ребенку и полезна для его развития. В результате детские комнаты оказываются заваленными однотипными, бесполезными, а в некоторых случаях даже вредными игрушками. Это плохо влияет на качество детских игр и на эффективность развития малыша. Игрушки для детей рекомендуется подбирать с учетом некоторых факторов.

Соответствие интересам ребенка

Все дети имеют разные характеры, темпераменты и пристрастия. Одним нравится сидеть на месте и что-то лепить или рисовать, другие, наоборот, постоянно находятся в движении и предпочитают игры, в которых они могут выплеснуть энергию.

Любимая игрушка ребенка может быть копией полюбившегося ему персонажа мультфильма или любым предметом, открывающим простор фантазии и подходящим для создания разных игровых процессов. Но она должна ему нравиться и соответствовать его интересам.

Стимуляция действий

Для детей интересны игрушки, которые вызывают у них желание действовать, например, возить, передвигать разные части, собирать и разбирать, извлекать звуки, которые хочется взять в руки и скорее приступить к игре. Игрушки, предполагающие однообразные действия, типа заводных механических, не оставят простора для фантазии и творчества и станут просто времяпрепровождением.

Простые, но гибкие игрушки, открытые для преобразования, позволяющие разнообразить игру и придумать много вариантов использования, долго не наскучат ребенку. К ним относятся куклы, кубики, мячи, конструкторы и грузовые машины.

Доступность и простота

Если в одной игрушке содержится сразу несколько качеств и свойств – это не всегда хорошо. Например, пластиковая собачка на колесиках, которая является и телефоном, и паровозиком, на первый взгляд открывает много возможностей для деятельности. Но такое разнообразие способно только дезориентировать ребенка, ему не понятно, что с этой собачкой необходимо делать: говорить по телефону, кормить или возить. Ни одно из действий полноценно выполнить невозможно. Собакой такую игрушку считать неправильно, перевезти в ней ничего нельзя, а телефон является помехой. Лучше было бы предложить крохе 3 разных, но полноценных и понятных по способу действия и назначению предмета.

Мотивация к самостоятельности

Игрушка должна позволять ребенку играть самостоятельно и испытывать уверенность в своих силах. В ней должны содержаться ориентиры, подсказывающие правильные действия. Если кроха сам не сможет произвести с игрушкой необходимых действий, то он быстро потеряет интерес. А вот наличие в предмете не только загадки, но и подсказки, вызовет в ребенке желание действовать. К таким игрушкам можно отнести вкладыши, матрешки и пирамидки.

 

Соответствие возрасту

В зависимости от возраста, детей увлекают разные виды деятельности, поэтому игрушки должны им соответствовать. Ведь то, что понравится младенцу, не заинтересует дошкольника.

Для детей до года идеальными станут игрушки, развивающие органы чувств. Погремушки, издающие разные звуки, подвесные мобили с яркими предметами, за которыми крохе интересно будет наблюдать, резиновые игрушки и кольца, которые можно засовывать в рот. После года стоит приобрести первые развивающие игрушки для детей. Хорошим выбором станут самые простые пирамидки или кубики. Также детям этого возраста подойдут каталки и небольшие мячи.

К трем годам ребенок уже может управляться с несложными конструкторами, ему становятся интересны ролевые игры. Малыш с удовольствием будет играть в доктора и дочки-матери. Можете предложить ему специальные игровые наборы.

После четырех лет ролевые игры выходят на передний план, но их содержание усложняется. Дети начинают проявлять больше фантазии, они способны превратить в игрушку любой понравившийся предмет. Им будут интересны разные куклы, звери, машинки, конструкторы и мозаики.

После пяти лет эмоциональный мир детей обогащается, им становятся интересны небольшие игрушки или их наборы, с которыми можно проигрывать разные сценарии. Малышей занимают солдатики, семьи из кукол и кукольные домики с мебелью.

Шестилетним детям понравятся настольные игры, наборы для творчества, замысловатые конструкторы, модели самолетов или кораблей.

Эстетика

Влияние игрушек на детей и их психику велико. Они закладывают первые понятия о добре и зле, и программируют будущее поведение. Лучше, если игрушки будут вызвать у ребенка гуманные добрые чувства, а не будут стимулировать жестокость.

Технические характеристики

Игрушки для детей должны быть прочными и безопасными. Необходимо уделять внимание их качеству и тому, насколько они подходят ребенку по возрасту.

Related posts

Как защитить ребенка от вируса цифрового слабоумия

Ученые всего мира обеспокоены негативным влиянием гаджетов на психику детей и подростков. Они отмечают расстройства внимания, нарушения памяти, депрессивные состояния, низкий уровень самоконтроля у представителей цифрового поколения. В Южной Корее появился термин digital dementia: согласно исследованиям, изменения в мозге молодых людей характерны для начального периода старческого слабоумия либо схожи с последствиями...

Читать далее...

Питание ребенка весной

Весной содержание витаминов в овощах и фруктах снижается, велика вероятность возникновения гиповитаминоза - недостатка витаминов. Важными источниками витаминов являются картофель, капуста, в том числе квашенная (в ней содержится большое количество витамина С), морковь, свекла, яблоки, зелень. Пополнить свои витаминные запасы ребенок сможет, если вы будете давать ему различные ягодные...

Читать далее...

Надо ли учить мальчиков уважать девочек?

Вопрос сложный, особенно для родителей мальчиков. Понятно, что обижать слабого нельзя, а девочки по умолчанию слабее, чем их сверстники. Но как можно без причин уважать нахалок просто из-за гендерной принадлежности? Нельзя. И требовать этого от своих сыновей тоже не имеет никакого смысла.

Читать далее...