Что такое словарь детей?
Словарь (словарный запас, лексический словарь, лексикон) – это все слова и выражения, которыми ребёнок оперирует в своей речи (активный словарь) и слова, которые ребёнок знает, но не употребляет (пассивный словарь).
Обратите внимание!Дети с нарушением речи имеют ограниченный словарный запас, но способны называть предметы и некоторые действия. Используют только простые предложения из 2-3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Испытывают трудности с использованием предлогов. |
В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарным запасом, чтобы у него возникало как можно меньше трудностей в общении с людьми, в обучении, при прочтении художественной литературы и т. д.
Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения дома можно, к примеру, использовать следующие упражнения:
- Играем в слова на кухне. Назвать предметы мебели. Назвать посуду. Какие продукты лежат в холодильнике? Какие продукты лежат в шкафу? Выяснить: из какого растения гречневая крупа (гречиха), манная крупа (пшеница), геркулесовая крупа (овес)… Что на кухне сделано из дерева, стекла, металла?
Что делает мама на кухне (активизация глаголов)? Варит, режет, моет, жарит, трёт, чистит, солит, тушит…
Как мама (папа) всё делает (быстро, аккуратно, умело…)
Блюдо, приготовленное мамой, какое? (Вкусное, аппетитное…)
Помоги маме (папе) разложить продукты. (Куда положить хлеб? В хлебницу. Куда положить сахар, конфеты, сухари, масло…?)
«Заготовки на зиму» (Компот из яблок — яблочный, варенье из клубники — клубничное, желе из смородины — смородиновое, сок из тыквы — тыквенный…).
Также можно поиграть в ванной комнате, в коридоре, в спальне, на улице и т.д.
- Прочитав ребенку сказку, рассказ, стихотворение, полезно поговорить с ним не только о содержании прочитанного, но и о художественных средствах выразительности, спросить, например, какими словами описано утро, поле, цветы, какими выражениями передано состояние персонажа, его радости, страха.
- Хорошо активизируют и обогащают словарь загадки, игры с мячом («Съедобное-несъедобное», «Я знаю пять названий деревьев, цветом, имён…»), речевые игры «Доскажи словечко» (Ворона каркает, а воробей… Сова летает, а змея…), «Скажи наоборот» (антонимы), «Слова-приятели» (синонимы), «Вкусные слова», «Кислые слова», «Снежные слова, «Интересные слова» (многозначность): РУЧКА – у двери, у куклы, пишущая; КЛЮЧ — от замка, ручей и т.д.
Занимайтесь расширением словарного запаса повсюду: на улице, дома, во время просмотра телепередач, чтения книг, приготовления обеда, поездки на море, в деревню и т.д. Привлекайте внимание ребёнка к новым незнакомым словам, объясняя их значение. Помните, что расширение словаря – ежедневная, постоянная работа, которая длится у человека всю жизнь. Но в то же время, заботясь о насыщенной детской речи, соблюдайте меру.